|
Конспект для детей старшей группы: «Вечер русских народных игр»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое (конструирование)», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие русского народного фольклора, двигательная.
Цель: развивать речевую активность детей.
Задачи
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- формировать навыки связной монологической речи;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
- формировать у детей познавательный интерес к подвижным народным играм;
- закреплять умение изготавливать поделки из LEGO-конструктора по готовым схемам.
Развивающие:
- развивать умение презентовать свою работу;
- развивать конструкторские навыки.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, уверенность.
Подготовительная работа: знакомство и проведение подвижных народных игр с детьми на улице и в группе, беседы: «Русские народные игры», «Русские народные хороводные игры», знакомство с русскими народными считалками.
Оборудование: образцы-схемы для составления предложений, рассказов; конструктор «LEGO»; картинки с изображение фигур для игры в городки; схема для составления предложения; фуражки с цветком, косынки; клаток.
Этап занятия |
Ход занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть
Организационный момент |
Обращается к детям:
- Раз, два, три, четыре, пять
Детвора давай играть?
Не ленитесь, улыбнитесь
В круг скорее становитесь. |
Выполняют просьбу педагога.
Проговаривают слова и выполняют движения вместе с педагогом. |
Создание интереса |
- Сегодня, ребята, необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.
Но, чтобы нам с вами перенестись в прошлое, необходимо надеть вот эти волшебные головные уборы. (Мальчики надевают фуражки с цветком, а девочки косыночки) Закрывайте глаза и полетели! |
Внимательно слушают рассказ педагога.
Мальчики надевают фуражки с цветком, а девочки косыночки.
Дети закрывают глаза. |
Основная часть
«Открытие детьми новых знаний»
Русская народная игра «Каравай»
|
- Станция хороводная.
Хоровод. Народная игра — движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей — участников какой-нибудь игры, танца. Как мы водим хоровод вокруг новогодней ёлки.
Для начала игры выбирали водящего, используя русские народные считалочки.
- Давайте, и мы с вами, выберем водящего и поиграем в игру «Каравай».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
- Правила игры: мы становимся в круг, в центре которого находится водящий, и начинаем водить хоровод и напевать песенку.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины!
Вот такой низины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Ведущий отвечает:
Я люблю, признаться, всех,
А Машу(любое имя) больше всех.
- Ребята, мне понравилось, как вы активно играли, не нарушали правила игры. Молодцы!
-Наши ножки устали, садитесь на стулья и послушайте меня. |
Внимательно слушают рассказ педагога.
Все дети встают в круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.
Встают в хоровод и играют в игру «Каравай»
Поднимают руки как можно выше.
Опускают руки как можно ниже.
Разбегаются как можно шире.
Сходятся к центру.
Хлопают в ладоши.
Вместе танцуют в кругу, а названный участник хоровода становится новым водящим. Игра повторяется 3 раза.
Садятся на стулья, поставленные полукругом. |
Русская народная игра «Жмурки»
Дидактическое упражнение: «Собери фигурку»
|
- Ребята, посмотрите, не успели мы и глазом моргнуть, как оказались на станции «Жмурки».
Русская народная игра «Жмурки» – это, одна из самых популярных народных подвижных игр. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.
- Ребята, вставайте со своих стульчиков. Поиграем в игру «Жмурки».
Для начала игры нам опять нужно выбрать водящего, используя русскую народную считалочку.
За морями, за горами,
За высокими лесами
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.
- Завяжем глаза нашему водящему.
- Ребята, вы все молодцы!
- Садитесь на стульчики. Пристегните ваши ремни. Мы отправляемся на следующую станцию. Наша станция «Городки».
Городки – русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».
- А знаете ли вы, что схем построек фигурок в игре «Городки» о-очень много.
-Давайте вместе рассмотрим картинки с фигурами построек для игры.
- Я вам предлагаю построить свои макеты фигур из лего-конструктора.
- Посмотрите внимательно еще раз на картинки с фигурами и определитесь с выбором.
- Обратите внимание на количество и размер деталей фигур.
- Я ставлю для вас условие: «В каждой постройке все детали должны быть разного цвета»
- Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием.
- Назовите, по очереди, свою фигуру по речевому образцу (Моя фигура, которую я сделал как образец для игры в городки, называется пушка, вилка, звезда…) |
Внимательно слушают рассказ педагога.
Встают со стульчиков и становятся рядом с педагогом.
Все дети встают в круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.
Остальные игроки его раскручивают, приговаривая:
Кот, кот, где стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Пиво, квас
- Лови мышек, а не нас!
После этого все игроки разбегаются в разные стороны. И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно хлопать в ладоши. Во избежание травматизма необходимо обязательно предупреждать водящего о препятствиях или острых углах.
Игра повторяется 6 раз.
Садятся на стульчики.
Внимательно слушают рассказ педагога.
Высказывают предположения.
Просматривают картинки.
Определяются, кто какую постройку будет делать.
Внимательно посмотрев, приходят к выводу, что постройки состоят из 5 деталей одного размера.
Совместно определяются с размером деталей.
Каждый ребенок из своего контейнера отбирает детали определенного размера и цвета.
Приступают к работе.
Демонстрируют результат своей работы.
Используя образец-схему рассказывают о своей фигуре для игры в городки. |
Заключительная часть
Итог занятия, систематизация знаний |
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Мы с вами много интересного узнали о наших предках. Они очень много трудились, но также умели интересно проводить время.
Когда-нибудь вы тоже станете взрослыми и научите своих детей играть в русские народные игры, как это делаем мы – ваши воспитатели и ваши родители.
- Ребята, скажите, вам понравились игры?
- В какие русские народные игры мы с вами сегодня
играли?
- В какую игру вам понравилось больше всего играть?
- Кто запомнил правила игры?
- Понравился ли вам результат сегодняшней работы по постройке фигур для игры «Городки»? |
Поочерёдно высказываются, делятся своими впечатлениями. |
Рефлексия.
Оценка результатов деятельности. |
- Оцените себя в играх, свое настроение: (поднять руку)
- Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!
- Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!
- Я недоволен собой на занятии, но в следующий раз обязательно все будет хорошо! |
Активно оценивают себя. |
16 октября 2021 в 14:31
|