Персональный сайт воспитателя детского сада Орешиной Натальи Валерьевны

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем»

Образовательные области: «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое (рисование)», «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие русского народного фольклора, двигательная.

Цель: привитие нравственно-патриотического воспитания через знакомство с русскими народными подвижными играми.

Задачи

Образовательные:

- расширить знания детей о русских народных играх.

Развивающие:

- развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Подготовительная работа: беседа о многообразии русских народных игр, о традициях русского народа.

Оборудование: иллюстрации русских народных игр, атрибуты для игр: скакалка, ремешок, платочек.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

Обращается к детям:

 – Здравствуйте, ребята! Мы любим играть в русские народные игры. И вот в какие игры будем играть сегодня, догадайтесь сами. Отгадайте загадку:

Без него плачем,

А как появится –

От него глаза прячем.

-Обоснуйте свою отгадку.

-Говорим о солнышке, о весне.

- Кто первым начинал звать, встречать весну?

-Как они это делали?

-Давайте вспомним, как мы весну кликали, солнышко ото сна пробуждали:

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

- солнце

 

Активно отвечают на вопросы педагога.

 

- дети

- стояли на холме, кликали весну

 

 

 

 

Проговаривают слова вместе с педагогом.

Актуализация знаний

-Ребята, каким праздником весну встречали, зиму провожали?

- Это праздник Масленица. Песни поют, блины пекут, зиму провожают.

Масленица Просковея,

Приходи к нам поскорее!

Встретим мы тебя с блинами,

С мягкими пирогами!

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

«Открытие детьми новых знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская народная

игра-забава «Ручеёк»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская народная

игра-забава «Ремешок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А я хочу научить вас играть в игру-веснянку. Она называется «Ручеек».

Правила игры:

Становитесь, друг за другом, держитесь руками за пояс.

Поем:

Мужичок, мужичок,

Стащи нас в ручеек!

Кого стащишь в ручеек

Тот намочит сапожок!

 

Боком перепрыгиваем через «ручеек» (скакалочка). Надо устоять, а то ноги промочишь.

- Давайте вспомним, что необходимо выполнять, чтобы игра прошла интересно?

- Составим правила играющих:

1) выслушать правила игры;

2) строго следовать данным правилам;

3) во время игры помнить о русской пословице:

Доброе братство лучше богатства. (т.е. не ссориться, уважать интересы всех играющих)

- Молодцы, ребята! Умеете соблюдать правила игры.

 

- Присядьте на стульчики, отдохните.

 

- Любил народ и вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары с веселыми игрищами и ряжеными.

- Возьмите и вы пошумите, да быстро игру заведите.

Игра называется «Ремешок».

- Для начала игры выберем водящего.

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз - два - три,

Королевой будешь ты!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошая игра. Учит быть внимательным. Игра про тех, кто рано встает, успевает много сделать. Весной спать было некогда. Лежебокой быть стыдно. Уже с детства дети помогали своим родителям, учились различным ремеслам. А в свободное время играли в интересные игры, которые придумывали сами.

Внимательно слушают рассказ педагога.

 

 

Выполняют просьбу педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Проходит игра, дети прыгают через скакалку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на стулья, поставленные полукругом.

 

 

Внимательно слушают рассказ педагога.

 

 

 

 

Все  дети встают в  круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

 

 

Становятся в круг, глаза закрывают.

Водящий ходит за кругом, говорит слова и кладет ремешок кому-нибудь за спину.

Прячу, прячу ремешок,

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит –

Того бить и колотить.

После этих слов все открывают глаза. У кого оказывается ремешок, догоняет убегающего водящего. Водящий стремится убежать и занять место того, кто его догоняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская народная

игра-забава

«Горелки с платочками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра 

«Из чего сделано?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Продолжи пословицу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Нарисуй игру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас пришло время знакомство с новой игрой. Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки  «Горелки с платочком».

- Для начала игры нам нужно выбрать водящего, используя русскую народную считалочку.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает новый месяц.

Кто до месяца достанет,

тот и прятаться не станет.

 

 

 

 

 

- Теперь можно начинать игру!

 

 

- Молодцы! Очень весело и дружно играли.

- Присаживайтесь на стульчики.

- Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистульки. 

Также из глины получались забавные фигурки людей и животных.

Из деревяшек получались занятные медвежата, матрешки, курочки.

А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. В наше время дети тоже играют куколками.

Еще из маленьких лоскутов делали мячики и набивали их соломой. А сейчас мячи резиновые, ими можно долго играть и они не порвутся.

- Ребята, если кукла из тряпочек значит она какая? 

- А если из глины? 

- А если из дерева? 

- А из соломы 

- Что бы сделать такую красоту надо много трудиться. О труде сложено много пословиц и поговорок. - Какие вы знаете?

- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

- Каков мастер, такова и работа.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Не будет скуки, коли заняты руки.

- Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Познакомились со старинными игрушками. Но таких игр очень много и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии.

- Ребята, вам всё понятно?

- Тогда вы можете приступать к работе.

- Берите листочки с карандашами и начинайте рисовать.

Обращает внимание на то, как нужно держать карандаши.

- Какие красивые рисунки у вас получились.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все  дети встают в  круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

 

 

Водящий впереди с платочком в руке. Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди команды, а опоздавщий «горит», т.е. водит.

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три-

Последняя пара беги!

Садятся на стульчики.

Внимательно слушают рассказ педагога.

Ответы детей:

- тряпичная

- глиняная

- деревянная

- соломенная

Вспоминают пословицы.

Отвечают на вопросы.

Подходят к столам и выполняют работу самостоятельно.

Заключительная часть, рефлексия

 

- Старинные игры веками живут.

В них сила и мудрость их любят и ждут.

Все игры нас учат честными быть,

Добрыми быть, дружбу ценить.

-Вам понравилось сегодня играть в игры - веснянки?

- Что нового узнали?

- Какая игра понравилась больше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поочерёдно высказываются, делятся своими впечатлениями.

16 октября 2021 в 14:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.