Вводная часть
Организационный момент |
Обращается к детям:
– Здравствуйте, ребята! Мы любим играть в русские народные игры. И вот в какие игры будем играть сегодня, догадайтесь сами. Отгадайте загадку:
Без него плачем,
А как появится –
От него глаза прячем.
-Обоснуйте свою отгадку.
-Говорим о солнышке, о весне.
- Кто первым начинал звать, встречать весну?
-Как они это делали?
-Давайте вспомним, как мы весну кликали, солнышко ото сна пробуждали:
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись! |
Отгадывают загадку.
- солнце
Активно отвечают на вопросы педагога.
- дети
- стояли на холме, кликали весну
Проговаривают слова вместе с педагогом. |
Основная часть
«Открытие детьми новых знаний»
Русская народная
игра-забава «Ручеёк»
Русская народная
игра-забава «Ремешок»
|
- А я хочу научить вас играть в игру-веснянку. Она называется «Ручеек».
Правила игры:
Становитесь, друг за другом, держитесь руками за пояс.
Поем:
Мужичок, мужичок,
Стащи нас в ручеек!
Кого стащишь в ручеек
Тот намочит сапожок!
Боком перепрыгиваем через «ручеек» (скакалочка). Надо устоять, а то ноги промочишь.
- Давайте вспомним, что необходимо выполнять, чтобы игра прошла интересно?
- Составим правила играющих:
1) выслушать правила игры;
2) строго следовать данным правилам;
3) во время игры помнить о русской пословице:
Доброе братство лучше богатства. (т.е. не ссориться, уважать интересы всех играющих)
- Молодцы, ребята! Умеете соблюдать правила игры.
- Присядьте на стульчики, отдохните.
- Любил народ и вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары с веселыми игрищами и ряжеными.
- Возьмите и вы пошумите, да быстро игру заведите.
Игра называется «Ремешок».
- Для начала игры выберем водящего.
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты!
- Хорошая игра. Учит быть внимательным. Игра про тех, кто рано встает, успевает много сделать. Весной спать было некогда. Лежебокой быть стыдно. Уже с детства дети помогали своим родителям, учились различным ремеслам. А в свободное время играли в интересные игры, которые придумывали сами. |
Внимательно слушают рассказ педагога.
Выполняют просьбу педагога.
Отвечают на вопрос.
Проходит игра, дети прыгают через скакалку.
Садятся на стулья, поставленные полукругом.
Внимательно слушают рассказ педагога.
Все дети встают в круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.
Становятся в круг, глаза закрывают.
Водящий ходит за кругом, говорит слова и кладет ремешок кому-нибудь за спину.
Прячу, прячу ремешок,
Под калиновый кусток,
А кто зореньку проспит –
Того бить и колотить.
После этих слов все открывают глаза. У кого оказывается ремешок, догоняет убегающего водящего. Водящий стремится убежать и занять место того, кто его догоняет.
|
Русская народная
игра-забава
«Горелки с платочками»
Дидактическая игра
«Из чего сделано?»
Дидактическая игра
«Продолжи пословицу»
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)
Дидактическая игра «Нарисуй игру»
|
- А сейчас пришло время знакомство с новой игрой. Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки «Горелки с платочком».
- Для начала игры нам нужно выбрать водящего, используя русскую народную считалочку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает новый месяц.
Кто до месяца достанет,
тот и прятаться не станет.
- Теперь можно начинать игру!
- Молодцы! Очень весело и дружно играли.
- Присаживайтесь на стульчики.
- Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистульки.
Также из глины получались забавные фигурки людей и животных.
Из деревяшек получались занятные медвежата, матрешки, курочки.
А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. В наше время дети тоже играют куколками.
Еще из маленьких лоскутов делали мячики и набивали их соломой. А сейчас мячи резиновые, ими можно долго играть и они не порвутся.
- Ребята, если кукла из тряпочек значит она какая?
- А если из глины?
- А если из дерева?
- А из соломы
- Что бы сделать такую красоту надо много трудиться. О труде сложено много пословиц и поговорок. - Какие вы знаете?
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Каков мастер, такова и работа.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Не будет скуки, коли заняты руки.
- Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Познакомились со старинными игрушками. Но таких игр очень много и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии.
- Ребята, вам всё понятно?
- Тогда вы можете приступать к работе.
- Берите листочки с карандашами и начинайте рисовать.
Обращает внимание на то, как нужно держать карандаши.
- Какие красивые рисунки у вас получились. |
Все дети встают в круг, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.
Водящий впереди с платочком в руке. Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди команды, а опоздавщий «горит», т.е. водит.
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три-
Последняя пара беги!
Садятся на стульчики.
Внимательно слушают рассказ педагога.
Ответы детей:
- тряпичная
- глиняная
- деревянная
- соломенная
Вспоминают пословицы.
Отвечают на вопросы.
Подходят к столам и выполняют работу самостоятельно. |