Персональный сайт воспитателя детского сада Орешиной Натальи Валерьевны
«Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте»«Ребенок – зеркало семьи, как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Василий Александрович Сухомлинский Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и семейные ценности. Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. А мы, воспитатели, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.)
Сюжетно-ролевая игра: - развивает потенциальные возможности детей; - имеет решающее значение для психического развития ребёнка; - является формой моделирования ребёнком социальных отношений; - обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр. В группе организована предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевых игр «Мастерская», «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская». Игровая среда оснащена оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находятся в доступном для детей месте; имеют красивый, эстетичный вид. Это привлекает желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно – ролевые игры планирую: - в процессе совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе - в ходе режимных моментов - в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре. В своей работе использую следующие принципы организации игры: - развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию - формирование умения договариваться о теме игры - самостоятельное распределение ролей - обсуждение основного развития сюжета - подготовка игровой обстановки
Для расширения игрового опыта в своей работе активно использую дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» и т.п. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. Изображая взрослых, дети передают обычные отношения, которые наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными, заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными, конфликтными. В сюжетно-ролевых играх девочки отражают семейные ценности материнства и родительства. Любимая роль девочек – роль мамы, которая заботится о детях и близких. Девочки используют игровое оборудование (аналоги предметов быта): посуда, муляжи продуктов, мебель, предметы бытовой техники и др. Анализ результатов моих наблюдений за сюжетно-ролевыми играми дошкольников позволяет сделать вывод о том, что дети в семьях чаще видят активность мамы. Мамы более активно включают детей в совместную деятельность. В процессе сюжетно-ролевых игр девочки очень эмоционально передают образ мамы, вживаясь в него. Мальчики реже принимают участие в играх на семейно-бытовую тематику. Приняв на себя роль папы, они изображают ответственных, заботливых отцов. Например, в игре предлагают покатать коляску с ребенком или увести «малыша» в больницу. Дети также любят периодически разыгрывать роли, связанные с походом в гости к родственникам или принимать гостей у себя. Что говорит о том, что в семьях сохраняются традиции навещать своих родственников или приглашать их к себе. Знания о своей семье помогают детям стать уверенными, а тем самым это помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будем давать знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будут складываться представления о будущей семье. После систематического использования игровой деятельности представления о семье становятся более полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о своих будущих семейных обязанностях. Приобщение дошкольников к семейной культуре, ориентация на семейные ценности (материнство, отцовство, родство, семейные традиции) в процессе сюжетно-ролевой игры способствуют формированию положительного образа семьи при определенных условиях.
16 октября 2021 в 14:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.